Подготовка к школе. Как найти подход к современным детям 

Занимаясь дошкольным развитием ребенка стоит учитывать, что наши дети — это новое поколение. Они по другому воспринимают информацию и по другому обучаются. 

Особенности развития детей дошкольного возраста

Дети, появившиеся на свет после 2010 года, относятся к поколению Альфа. Они с легкостью могут освоить гаджет, даже еще не научившись говорить. Общение онлайн для них норма, а не исключение из правил. Альфы живут сразу в двух мирах: реальном и виртуальном. В их жизни больше творчества, возможностей и свободы, чем в жизни родителей.

Но, несмотря на плюсы, есть и минусы. 

  • Дети получают очень много информации даже в течение одного дня, поэтому проблематично сосредоточиться на чем-то одном. С нарушением концентрации внимания сталкиваются многие родители.
  • Им сложно воспринимать большие объемы текста, потому что есть более интересные форматы. Вместо чтения книги они лучше посмотрят видео в соцсетях. А если взрослые и заставят читать, то ребенку сложно вникнуть в суть прочитанного.
  • У многих Альф — клиповое мышление. Это восприятие мира через короткие образы. Как следствие способность к анализу, запоминанию заметно снижена, информации не задерживается в сознании надолго и быстро сменяется новой. Долгосрочная память не работает.

Чаще всего эти минусы становятся критичными, когда встает вопрос: “Как подготовиться к школе?”. Дети поколения Альфа стали новым вызовом классической педагогике. Ведь методики, пособия, которые использовались 10-20-30 лет назад, по отношению к ним не работают

Обучение детей Альфа

Младший школьник может удерживать внимание 15 минут. С таким правилом знакомили студентов педагогических институтов раньше. Сейчас ребенок может сосредоточиться лишь на 3, максимум 5 минут. Поэтому даже дошкольное развитие ребенка стоит строить на постоянном переключении внимания и возвращении к теме.

1. Подача материала должна быть простой, предельно понятной, но при этом яркой. Вместо сухого текста — красочные иллюстрации, дополняемые аудио или видео. Вместо скучного урока — постоянное взаимодействие с помощью игр, интерактивов и вопросов для обсуждения.

2. Вовлечение ребенка в урок не только помогает удержать внимание и концентрацию. Это поддерживает интерес к предмету. У современных детей слово “Надо” или фраза “Ты должен это сделать” вызывает бурю противоречий. Если их заставлять делать что-то через силу, то мотивация, равно как и интерес, может исчезнуть навсегда.

3. Еще один важный момент. Это в советское время учитель был ключевой фигурой в обучении, которого нужно было беспрекословно слушать. Альфы, как и их предшественники Зумеры, такого пиетета уже не испытывают. И не признают давления. Чтобы современное поколение слушало и слышало педагога, с ними надо наладить контакт. И это можно сделать только через адекватное отношение и грамотный подход. ​​​​

Предшкола нового поколения 

Учитывая эти факторы, часть образовательных учреждений уже перестраивается на новые принципы подготовки к школе. Например, в нашем центре дополнительного образования SMART в качестве основы используется сертифицированная программа Предшкола нового поколения, автором которой является Наталья Веткина.

Наталья Васильевна Веткина — практикующий педагог с опытом работы более 25 лет. Автор программ «Грамотность», «Математика», “Предшкола нового поколения”. Автор и ведущий учебно-методического курса по повышению квалификации педагогов "Предшкола нового поколения", которую используют в десятках центров дополнительного образования по всей России.

Программа сочетает в себе традиционные и альтернативные методики обучения поколения Альфа. В ее основе — принцип интегративности. В одном занятии педагог органично и с плавными переходами дает информацию сразу по 5 дисциплинам: чтение, математика, подготовка руки к письму, развитие речи и кругозора, окружающий мир. Этот принцип эффективно развивает понятийное мышление. Когда ребенок видит связь изучаемого со знакомыми жизненными ситуациями или условиями, ему легче понимать и воспроизводить информацию.

Особенности занятий для детей по новой программе

Обучаясь по программе Натальи Веткиной дети легко усваивают большой объем знаний. Потому что она разработана под поколение Альфа и включает в себя следующие моменты.

Уроки с сюжетом

На занятии педагог не просто дает информацию, зачитывая ее с листа или конспекта. Он рассказывает историю со своим началом, развитием и логическим завершением. Детям интересно наблюдать и становиться участниками. С таким уровнем вовлечения легко давать материал, и он также легко принимается и усваивается Альфами.

Наглядные пособия

Как говорили в самом начале, современные дети не любят скучную информацию. Если текст, то с иллюстрациями. Если учебное пособие, то интерактивное. Поэтому по программе пред школы занятия проходят с наглядными пособиями и понятными тренажерами для закрепления навыков. Например, кубики и таблицы Зайцева или математические тренажеры.

Связь с жизнью ребенка

На уроках - в сюжетах, диалогах или заданиях — используем те темы, которые связаны с его повседневными делами. То, что понятно, то им и интересно. А это прогулки с родителями, игра в прятки и поездка за город.

Работа в небольших группах

Как говорили в самом начале, современные дети не любят скучную информацию. Если текст, то с иллюстрациями. Если учебное пособие, то интерактивное. Поэтому по программе пред школы занятия проходят с наглядными пособиями и понятными тренажерами для закрепления навыков. Например, кубики и таблицы Зайцева или математические тренажеры.

Увлеченные учителя

Этот пункт хоть и последний в списке, но далеко не последний по значению. И родителям наверняка это не стоит объяснять. От педагога, с которым ребенок начинает обучение, зависит многое. Начиная от успеваемости и заканчивая развитием личности. Поэтому преподаватели, которые приходят в коллектив центра SMART, проходят тщательный отбор при приеме на работу. И после обязательно получают сертификацию у автора программы.

Стоит добавить, что подготовка по программе “Предшкола нового поколения” начинается не за год до начала учебного года. Первая ступень рассчитана на детей в возрасте 4 лет. Конечно, в таком возрасте никто не предлагает зубрить алфавит. Речь идет о постепенном развитии памяти, внимания, речи, учебных навыков с учетом особенностей современного поколения.